Александр Балашов - человек, спортсмен, «звезда». |
Назад | Главная страница |
Давнишнее интервью с Балашовым в газете "Вечерний Саранск".Кажется,1998 год.
- Александр, в сознании болельщиков слово спидвей уже неразделимо с фамилией Балашов. Да Вы, наверное, и сами не в состоянии заниматься чем-то другим? Чем же мир моторов так привлек? - У каждого человека есть своя судьба, своя линия, по которой он идет всю жизнь, добивается своих результатов. В детстве я прошел все спортивные кружки, какие только были в маленьком Лениногорске. Я метался из одной секции в другую и никак не мог найти тот вид спорта, который смог бы меня “зацепить”. Вначале остановился на волейболе. Долго и неплохо играл. Но потом меня обвинили в том, чего не делал, и я, проявив характер, ушел. Хотя потом за мной ходил-уговаривал сам тренер, но я не хотел возвращаться. Затем встал на лыжи. Достиг хороших результатов. А когда зима закончилась, мой брат Сергей взял меня с собой в другую секцию. Он тогда начал заниматься в мотоклубе. Он-то меня и перетянул. В 12 лет я получил мопед и стал участвовать в соревнованиях по мотокроссу. Занятия мотоспортом до армии еще не были похожи на увлечение всей жизни. Этого не было даже тогда, когда я в 18 лет впервые выступил в ледовых гонках. Это был чемпионат области в городе Зыряновске. Я сразу занял третье место. Гонка за гонкой - результаты росли. Потом меня зачислили в участники полуфинала чемпионата Союза в Ленинграде. А в то время на базе автозавода “ЗИЛ” была команда, тренировал которую Виктор Аркадьевич Сабуров, очень много сделавший для гонщиков. Эта команда тогда гремела на всю страну. Сабуров помогал ребятам решить проблемы с квартирами, армией. На полуфинале у меня были одни неудачи, техника работала неважно, и я не смог показать то, на что был способен. Тем не менее он меня взял. Я был, конечно, доволен, но в тот момент в нашей семье произошла трагедия. Сергей погиб в автомобильной катастрофе. Это произошло в страшный гололед. За рулем был курсант, он сидел рядом, сзади еще два человека. Машину занесло и опрокинуло в кювет. Не выжил никто. В Москву я уехал нелегко. Устроился на завод, в команду. И до армии успел добиться только четвертого места на чемпионате страны среди юниоров. Служил как все, хотя обещали взять в спортроту. В общем два года на мотоцикл не садился. И с 1990 года стал снова выступать. Первые гонки начались в Саранске, на приз Карнеева. - Много было травм за эти восемь лет? - Я не люблю на эту тему разговаривать. Все спортсмены в какой-то степени ненормальные. Но при этом мы идем на риск сознательно. Пронесло, к примеру, в какой-то раз, и Бог с ним. Всякое ведь бывает. Кому что на роду написано. - Всегда интересно знать, как многократный чемпион относится к своим победам? - Звание чемпиона ничего не дает. Перед каждым стартом я просто гонщик. Если все время буду думать, что я чемпион и только благодаря этому выиграю следующую гонку, у меня ничего не получится. Нужно постоянно доказывать свое звание спортивными результатами. За два дня гонок мы выезжаем всего десять раз, и в абсолютно любом заезде может что-то случиться. - Каждый заезд - это что-то особенное? Можно узнать секрет настроя перед выездом из бокса? - Никакого секрета нет. Просто все мысли там, на дорожке. Чтобы победить, нужно очень сильно хотеть этого плюс немного везения. И хотя 60 секунд - это очень мало, но за это время необходимо выложиться до конца. - Александр, куда делись с Вашего железного коня рекламные наклейки табачных фирм? - Остался только “Кэмел” на комбинезоне. Человек, который занимается рекламой табачных изделий в спорте, живет в Австрии, где он организует и проводит соревнования шоссейно-кольцевых гонок и Гран-при Голландии, и сегодня, когда его команда распалась, он решил закончить с мотоспортом и на следующий сезон перейти в Формулу-1. - А самому никогда не хотелось бы поучаствовать в шоссейно-кольцевых гонках? - Конечно, хотелось бы. У меня есть даже мотоцикл, на котором можно участвовать в этих гонках, который развивает скорость до трехсот километров в час. Я на нем иногда катаюсь по Москве, когда на дороге мало машин. Чувство, которое испытываешь, когда несешься с огромной скоростью, просто необъяснимое. Одно могу сказать - оно намного острее того, что в ледовом спидвее. Правда, это очень опасно, так как по Москве большинство водителей ездят без правил, поэтому были некоторые конфликты. А посоревноваться на настоящей трассе на своем мотоцикле - для меня это очень дорогое удовольствие. Ведь он стоит примерно как хорошая машина. Хотя за границей существуют гонки среди любителей. Я уже думал об этом. Возможно, предстоящим летом я попробую свои силы на трассе пока в Прибалтике. - Как семейная жизнь складывается? - У меня дочь, которой в этом месяце исполняется семь лет. Второго ребенка пока не планирую. В Красногорске, где проходили соревнования, стояла на трибуне, очень переживала за меня. Даже интервью давала. - Говорят, в Красногорске организация турниров по спидвею немного хромает? - Там, конечно, не так все отработано, как в Саранске, где гонщики получают настоящее удовольствие от проведения турнира. В Красногорске гонки проводятся всего лишь третий сезон, и нельзя тех людей осуждать. Наоборот, их нужно поддерживать, подсказывать им. Они же стремятся к развитию спорта. - Неужели в проведении гонок в Саранске Вас все устраивает? - (Подумав). Наверное, все. Соревнования проводятся на очень высоком уровне. - Вы в нынешнем году будете выступать на саранском льду в командном чемпионате России, после длительного перерыва? - Действительно, Москва на командном чемпионате не участвовала уже три года. Сейчас у нас образовалась столичная команда “Росконтрактпоставка”. Раньше я был один, но теперь добился того, чтобы в команде был костяк из нескольких гонщиков. Эти соревнования стали очень престижными, поэтому в этом году мы заявились. Будем выступать. В команде - я, Владимир Лумпов и Юрий Максимов. - Последняя фамилия незнакома. - Он раньше тоже выступал и участвовал в личном чемпионате России, но неудачно. В последнее время он в нашей команде работает механиком и серьезно тренируется. Как он будет ездить - увидите собственными глазами. - Александр, спидвей для гонщика - дело прибыльное? - Спидвей не может быть прибыльным. Мы зарабатываем копейки в отличие от футболистов или теннисистов. Очень много средств уходит на подготовку мотоцикла и техническое обслуживание. А, к примеру, первое призовое место в Гран-при личного чемпионата мира стоит очень мало - всего тысячу долларов. Это, можно сказать, самый престижный турнир. Вообще я о деньгах не люблю разговаривать. Чтобы вам не задавать неприятных вопросов, сам скажу - у меня квартира, легковой автомобиль, микроавтобус и шоссейно-кольцевой мотоцикл - вот и все богатство. Евгений КУЗИН |