Статья про Александра Московку |
Назад | Главная страница |
Александр Московка: Я вам покажу "пенсионера"!
Журнал "МОТО", июнь 2000 года Он стартует в гонке - и становится как минимум призером. Готовит обед - и создает кулинарные шедевры. Тренирует новичка - и воспитывает чемпиона... Потому как у Александра Московки правило: делать все на сто процентов. О своих поварских достижениях мастер спорта международного класса по шоссейно-кольцевым гонкам А. Московка предпочитает не распространяться. Впрочем, как и о спортивных заслугах. На вопрос о наградах он лишь пожимает плечами: "Сколько первых мест? Да разве все упомнишь:" В его ответе ни капли кокетства: с тех пор, как двенадцатилетним мальчишкой сел на мотоцикл, он двадцать раз становился чемпионом СССР, выиграл десятки международных и внутренних соревнований, завоевал множество наград и почетных званий. "Да столько чемпионатов по "кольцу" в Союзе и не проводилось!" - воскликнет читатель. И будет прав: треть своих титулов Московка завоевал "не по специальности" - в кроссе и спидвее. Многопрофильность - особенность нашего героя: - Спортсменам с узкой специализацией в России делать нечего. Полгода- зима , значит, переключайся с "кольца" на лед, не то потеряешь форму. Летом из тех же соображений приходится заниматься кроссом или "гарью" - ведь на всю страну полторы шоссейных трассы! Мастер утверждает, что сочетая различную технику езды, получаешь неоспоримое преимущество на любом покрытии. - В 70-х неожиданно для себя "попер" в кроссе. Соперники отставали на круг, а то и больше. Знаете, что помогло? Тогда я начал выезжать на "кольцо". Приобретенный в шоссейных гонках навык проходить повороты без потери скорости и помог объезжать других в кроссе. А позже был спидвей... Что дали кросс и спидвей Московке-кольцевику? В преимуществе смешанной техники может убедиться каждый, кто видел его, проносящегося мимо трибун на заднем колесе: благодаря многолетней спидвейной практике он запросто выруливает "R1" "на одной точке". Сорок лет в мотоспорте принесли не только чемпионские титулы. Шутит: "Сколько медалей, столько и переломов". Коллега Московки по Сборной Союза Борис Герелис вспоминает: - На одном из последних Кубков Дружбы соцстран Саша сломал ключицу. Вопреки настояниям врачей, на следующий день он снова был на треке. С заколотым до онемения плечом доехал до финиша: Через пару лет после того случая я попал в такую же ситуацию и попытался продолжить соревнования. Но дальше старта не уехал - не смог. Как ни странно, о том, что получал многочисленные травмы, Московка не сожалеет: нет худа без добра. Битый - значит, опытный. Но еще и потому, что только благодаря им он мог выкроить время для рыбалки. "Сидишь, знаешь ли, с удочкой, мозги продуваешь, вокруг тишина и покой:" Вспоминая это, он становится совсем не похож на яростного гонщика, готового на трассе порвать соперников "на тысячу маленьких медвежат". О его спортивной ярости ходят легенды. Тот же Нифонтов, когда его спросили о стиле езды Московки, сказал: "Рискует". Ричард Гудвин, оппонент Александра на "кольце", и вовсе не выбирал выражений. - Да он же сумасшедший! - в сердцах крикнул англичанин после схватки за лидерство в чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам, в очередной раз завершившийся победой Московки. Эта отчаянность с молодых ногтей. В свое время она покорила Эрнеста Сергеевича Цыганкова, тренера сборной Москвы по мотоболу. В 1966 году он увидел на одно из товарищеских матчей пацана, храбро сражавшегося за победу своей команды. Предложение выступать за столицу последовало незамедлительно. Так из южного Невинномысска Саша попал в Москву. Через семь лет он снова круто изменил свою судьбу - поменял мотобол на шоссейные гонки. И сразу же выиграл чемпионат Вооруженных Сил (тогда он служил в армии). Да и в спидвей Московку занесло из-за все той же врожденной лихости. Рассказывая об этом, он подсмеивается сам над собою: - Поймали меня на "слабо"... Летом с друзьями играли на бильярде, кто-то бросил: ты, мол, и по "гари" ездил, и кроссом занимался, а на лед не выезжал. Что так?.. Я возьми и брякни: какие проблемы! Этот разговор ему припомнили следующей зимой, в 77-м, перед началом чемпионата Москвы по спидвею. Отказываться от своих слов профессионалу не к лицу, и он впервые в жизни сел на четырехтактный мотоцикл. - Перед соревнованиями не успел даже потренироваться. Приехал на стадион, вижу перед собою абсолютно гладкую поверхность. Не сбегать же! Дали мне мотоцикл, проехал круг, другой - вроде, не падаю. Ну и осмелел... В том чемпионате Московка приехал третьим - прямой дорогой в сборную Союза. С тех пор шоссейным гонкам пришлось "потесниться" - ледяной трек стал для него вторым главным видом. А в начале 90-х превратился в единственную страсть. К тому подвигли обстоятельства: советский кольцевой спорт приказал долго жить, и только спидвей помогал не терять форму. Сегодня баланс восстановлен: Александр Григорьевич стартует (и выигрывает) в чемпионате России по шоссейно-кольцевым гонкам, в возрождении которого принимал самое горячее участие, и выступает в мировом ледовом первенстве. Минувший спидвейный сезон был для Московки особенно удачным: на этапе в Красногорске он не только показал лучшее время трека за всю историю проведения соревнований, но и впервые попал в финал чемпионата мира. - Я шел к этому долгие годы, - признается Московка, - и сейчас как никогда готов побороться за чемпионскую корону. Много лет меня просто не пускали на мировые чемпионаты - мотивировали тем, что возраст уже не тот. Ну так я всем покажу, как ездят "пенсионеры"! Он уже готовит мотоцикл к грядущему сражению и, как считают знатоки, имеет все шансы выиграть. Но не спортом единым жив "сумасшедший русский". Да и проживешь ли сейчас одним спортом? Московка возглавляет школу для "просто" мотоциклистов. Желающих стать его учениками не счесть - многие не прочь подучиться у суперпрофи. Он никого не гонит - трек сам отсеет слабаков и выберет достойных. Но считает, что и для тех, кто не собирается сражаться за титулы, тренировки необходимы... - Сегодня почему-то повелось: если решил сесть на мотоцикл, так непременно сразу на "литр", - недоумевает тренер Московка. - Сам же от светофора уехать по-людски не может. А возникни экстремальная ситуация, - справиться с мотоциклом, да и с собой такой ездец не в состоянии. Вот откуда повышенная аварийность мотоспорта. Но мечтает Московка создать собственную мотоспортивную школу: "Полагаю, мой опыт поможет российским гонщикам вернуться на передовые позиции в европейском и мировом спорте". Если этой мечте суждено будет осуществиться в ближайшее время, за будущее отечественного мотоспорта можно не беспокоиться. Ведь Московка носит репутацию победителя. |