"Гонки на выживание".
Назад Главная страница
Интервью с читинским тренером по мотоспорту Губичем

Мощный порыв воздуха заставил меня что есть силы вцепиться в плечи моего спутника и, оглушительно взвыв два раза, мотоцикл рванул по мокрой асфальтовой дорожке парка СибВО. Я ехала на настоящем гоночном мотоцикле с настоящим гонщиком и это было романтично, несмотря на летящие в лицо комья грязи и постоянную боязнь вывалиться из седла. Мы пролетели почти весь парк чуть ли не за минуту, но этот полет запомнится мне, наверное, на всю жизнь. Теперь мне стало понятно, почему мотогонщики говорят, что "легче забыть любимую девушку, чем свой мотоцикл". Как вы догадались, экстра-людьми на сей раз и будут читинские мотогонщики - рисковые мужчины, отчаянные парни. Про их жизнь нам поведал заслуженный тренер России по мотоспорту, председатель читинского клуба мотогонщиков, ГУБИЧ Сергей Григорьевич.

РОССИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ОТ ЧЕХОСЛОВАКИИ

- Расскажите, пожалуйста, историю создания клуба, принцип его действия.
- Началось это все в 60-е годы, в СКА. У истоков читинского мотоспорта стоял Николай Яровой. Если говорить о создании клуба, нельзя не отметить Геннадия Петровича Петрова. Он это вообще начало начал, он с 1947 года этим занимается. Сейчас ему 82 года, но в нем полно энергии. Мы, можно сказать, держимся на его энтузиазме. Он воспитал очень много спортивных талантов. Из наших спортсменов вообще вышло много чемпионов России, Советского Союза.
- Кто помогает вам в вашем деле?
- Мы работаем параллельно с РОСТО. Без помощи начальника автошколы пришлось бы трудно. Помогают прежде всего техникой - ведь приобретать ее, особенно современную, сейчас очень дорого. Также идет большая помощь и от Спортивного Клуба Армии. Мы находимся на их территории, хотя на данный момент, чемпионаты Вооруженных Сил по мотокроссу и спидвею не проводятся.
- Какую технику вы используете?
- Мы продолжаем ездить на чехословацких ЧZ. По всей стране эти мотоциклы уже не используются, только у нас. А на льду, в основном, выступаем на мотоциклах "Ява". "Ява", которую мы купили чемпиону мира Барабошкину два года назад, стоил около 6.5 тысяч долларов. Это специальный спортивный мотоцикл, у которого нет тормозов, только коробка передач. А сейчас современная последняя модель стоит 12.5 тысяч долларов. Подержанную модель можно купить и за тысячу долларов.
- Сколько у вас сейчас рабочих мотоциклов?
- У нас - два, и в РОСТО - пять ЧZ и один ИЖ. Для спидвея тоже есть мотоциклы.
- Какова масса спортивного мотоцикла?
- Мотоцикл для спидвея на льду - 110-115 кг. Кроссовый мотоцикл - не более 105 кг.

"ЛОМАЕМ ПО ДВА МОТОЦИКЛА ЗА ТРЕНИРОВКУ"

- Сергей Григорьевич, расскажите подробней об учебе в клубе.
- Если есть желание, приходите, техника у нас своя. В других городах каждый покупает себе мотоцикл, как во всех цивилизованных странах (там же нет РОСТО и автошкол). Они просто собираются на тренировку, приезжают, откатывают программу и все. А у нас проще. Но, конечно, хотелось бы, чтобы кто-то спонсировал. Приобрести хотя бы 10 мотоциклов в пределах 20 тысяч долларов - уже была бы большая поддержка. Имеющиеся в наличии мотоциклы 80-х годов выпуска постоянно нуждаются в ремонте. Ребята, допустим, выезжают вчетвером на тренировку, и обязательно 1-2 мотоцикла ломаются.
- Платная ли у вас учеба?
- Учеба бесплатная. Вообще, мы должны платить этим ребятам, а не они. Приходят, в основном, небогатые, из бедных семей. У кого-то отца нет, у кого-то еще что-то случилось.
- Каков средний возраст ваших подопечных?
- Ребята приходят, в основном, молодые, 15-16 лет. А вообще, бывает, дети с восьми лет начинают ездить, участвовать в чемпионатах.
- А девушки приходят?
- Сейчас на приходят. Раньше женщинам заниматься мотоспортом было разрешено официально. Много было женщин, среди них проводились чемпионаты. И в Чите были девушки, в команде обязательно была хоть одна. Сейчас это не так актуально, хотя никто не запрещает. Но это, учтите, влияет на детородную функцию.

ФИРМА "ВОЛЬВО" ПОГУБИЛА ЧЕМПИОНА МИРА

Как сообщил Сергей Григорьевич, из читинской школы мотогонщиков вышло три чемпиона мира: Нищенко, Мартемьянов и Барабошкин. Этот радостный факт омрачается лишь одним: Николай Нищенко погиб в катастрофе. По этому поводу было достаточно много заметок в центральной и местной прессе, но все они предлагали свои варианты гибели Николая.
- Как тренер Нищенко, скажите: что же случилось на самом деле?
- Нищенко пошел в армию, попал к нам, начал заниматься кроссом, потом перешл на лед. У него стало хорошо получаться. В 1983 году мы с Сергеем Яровым поехали на чемпионат Союза в Воркуту и взяли с собой Николая третьим, запасным гонщиком. Первый день мы с Яровым лидировали, второй день лидировали, а на третий день я получил травму и вместо меня выступил Нищенко. По окончании чемпионата его зачислили в сборную Советского Союза. Но Нищенко был, что называется, невыездной. По молодости он был не в ладах с законом, загремел под статью. И вот его надо было выпускать на чемпионат мира, а наши законы не позволяли. Но в конечном итоге, уже в 1989 году, он стал-таки чемпионом мира. Потом Николай был командирован в ЦСКА и на одном из чемпионатов мира в Нидерландах познакомился с девушкой, отец которой был раньше гонщиком. У Николая с этой девушкой возникла дружба. Он стал ездить к ней в Нидерланды. И однажды фирма "Вольво" проводила презентацию, делала шоу на одном закрытом стадионе. Внутри не было никаких ограждений, бортиков. Николая пригласили выступить. А он как раз сделал новые амортизаторы и решил проверить. Прямо на шоу… Роковое падение. Мгновенная смерть…
- Раньше в Чите устраивались шоу с мотогонками. Почему бы не делать этого сейчас?
- Нужно, конечно, устраивать. Затраты были бы небольшие, да и гонщики - все фанатики, они бы приехали за свой счет. Главное - это оплатить гостиницу и питание. Мы первые в России стали проводить такие шоу. И собирали огромное количество народа. Мы даже чуть не попали в тюрьму. Стадион был рассчитан на 6 тысяч зрителей, а мы продали 8 тысяч билетов. Люди сидели на крышах, на гаражах. И второй раз мы собрали 15 тысяч зрителей на стадионе ЗабВО. Собрали большую сумму. Начальник клуба на радостях даже купил нам мотоцикл. Конечно, это зрелищный спорт. Надо проводить побольше таких мероприятий. За рубежом, например, между футбольными матчами проводят "гонку на выживание", суперкросс. Это имеет огромный успех. У нас можно было бы нечто подобное проводить на ипподроме, сделать искусственные препятствия. Нужны лишь небольшие средства. В ответ на нашу просьбу мэр выделил полторы тысячи рублей. Этого хватит только на заправку.
Как всегда, проблема упирается в деньги. Были бы деньги, Чита была бы просто завалена всевозможными мероприятиями - тут вам и дельтапланы, и мотоциклы, и многое другое. Был бы хлеб, были бы и зрелища. Но, по всей видимости, нужно это только самим энтузиастам. Значит ли это, что технические виды спорта в России скоро придут в полный упадок? И чемпионов мира нам больше не видать как своих ушей? Нет, все-таки надеюсь энергии у наших экстра-людей хватит - выдержать все чемпионаты и завоевать все титулы, несмотря на полное отсутствие материальных средств.

Надежда СЕДОЙКИНА.Читинская независимая газета "Экстра".
Hosted by uCoz